Яндекс.Еда или будни сверхэксплуатации

Всем привет! Долго тянул этот момент, но настало время рассказать вам о самом сервисе в роли курьера.

В этой статье будет описан мой опыт работы курьера в Я.Еде через КС «Деловой центр» в Питере. Также, недавно вышла статья от редакции VC по самому процессу трудоустройства и курьерским службам. Те, кто не читал, советую пройти по ссылке и ознакомится с ней, перед чем, как читать мой лонгрид:

Подача заявки и собеседование

И так, собственно как я узнал о самом сервисе?
Когда я искал работу на сайте HH, наткнулся на эту вакансию с вполне большим заработком, что оказалось вовсе типичным подходом. Такие трюки с заоблачной зарплатой бывают и в обьявлениях на Авито.

Так я и узнал о существовании подобного сервиса. Тогда, конечно подключенных ресторанов было мало, но сама возможность попробовать себя в роли курьера не давало мне покоя. Я не стал откликаться на вакансию в HH, но подал заявку через одноименный сайт в конце января. Перезвонили по традиции через неделю в первых числах Февраля, там мне сказали место встречи, где обьяснят всю работу и что с собой принести. На этот случай оператор даже продублировал сказанное в виде смс, которую мне пушнули после звонка.

Это, кстати старый адрес офиса, и слава богам, что они переехали, ибо там было очень тяжко находиться. Неудивительно в том, что я на обучении буду не один, и это только усугублило ситуацию с практически нерабочим кондиционером.

Процесс обучения проходил в формате просмотра видеоролика на экране телевизора. После, отправили ссылку на гугл опрос для прохождения теста. Насколько я помню, если набираешь меньше 5 (А такие индивиды есть), то ты отсеиваешься из списка и тебя выгоняют, но это не значит, что навсегда, вторая попытка всё равно имеется.

Если же ты прошёл тест (Я его прошёл на 9 баллов, но это скорее из-за волнения и желания тупо убежать от душного офиса), то тебя приглашают уже сдать необходимые документы, а именно копии:

  • Паспорт РФ (Насчёт других нац. не уверен, но если есть такие, то напишите в комментариях), СНИЛС, ИНН
  • Реквизиты Сбербанка (Вы их сдаёте в качестве запаски, поскольку КС оформит вам ЗП карты)

После оформления нас ждал интересный сюрприз, что в качестве коммуникации Яндекс использует не свой сервис Ямб, а Телеграм (В то время он был вроде как заблокированым). Второй неожиданный сюрприз в смене никнейма, я был не готов к этому, чтобы променять хороший ник на вида «foodfox_Имя_Фамилия». Да, пока в то время было обязательно добавлять приписку старому закрытому сервису, на смене которой пришла Еда. Сейчас же теперь вместо названия сервиса пишут регион, думаю обьяснять не надо, для чего это нужно.

После этого, мне показали, как работает приложение, и как принимать заказы. (На тот момент, приложение до боли было сырым нечто), далее тупо обучают пользоваться HTML страницей по выбору слотов, дают комплект и ты в первый день идёшь на слот (Это нужно для того, чтобы они могли оценить твой первый день), но о нём дальше.

Первая смена и депремирование

Тут и обьяснять не нужно, что я самую первую смену завалил, и получил депрем в -500 рублей, т.е, как ни крути, его приходилось отрабатывать. Первую (По факту вторую) смену начал на следующий день, по началу казалось, что весь процесс доставки с неудобным приложением будет болью, но потом привыкаешь к минусам и двигаешься дальше. (Всё таки не ради тупо что-то тут потыкать) Насколько я помню, я сделал за 4 часовую вечернюю смену 7 заказов на своей локации, и на удивлении никуда не закидывало. Т.е весь процесс доставки проходил без особых проблем.

Процесс доставки

Вам даётся таймер по маршруту пешего курьера, который вы должны преодолеть. Рядом с рестораном сразу меняйте статус, так сэкономите лишнее время. Собрали заказ и положили в сумку, на выходе (А лучше на улице) просмотрев маршрут меняйте статус и направляйтесь к клиенту. Также запускается таймер, который вы должны преодолеть и доставить клиенту вовремя. Собственно на этом и строится процесс выполнения заказа. Бывает ещё ситуация, когда вам пушают ещё заказ, пока вы выполняете основной. Там дают больше времени и обычно кидают после смены статуса «Забрал заказ», ну и аналогично, если два клиента рядом, то забирается сразу два заказа с одного ресторана и доставляется сначала основному, потом второстепенному.

Ещё бывает форсмажорные ситуации, когда таймер расчитывает расстояние вовсе по другому маршруту. Обычно это у меня происходило с одним адресом. Если быть на Белы Куна, то вас могут закинуть заказ до Елизаровской с меньшим таймером, этой проблеме уже 2 месяц, и судя по всему они не хотят исправлять этот маршрут. Ну тут можно надеятся на компенсацию, но скрины в качестве доказательств для поддержки обязательны.

Выплаты и отчёты

По отчётам тут всё намного проще. Недавно ввели ежедневные отчёты, которые рассылаются через бота на след.день после конца смены. По отчётам можно узнать расстояние, пройденное за весь слот, количество заказов, компенсации и возможном получении «Минималки», которая выдаётся тем, кто не смог отбить её. Т.е если, у вас слот 6-часовой, и вы выполнили смену на 405.22, то добавится «Минималка» вплоть до суммы по часовому тарифу — до 600 рублей.

Отчёты еженедельные приходят обычно каждую среду, там уже можно оценить колличество заказов, часов и общую сумму денег, которую ты заработал, и которую ты на этой неделе гарантировано получишь.

Поскольку я на этой работе уже 7 месяц, могу заявить, что работать в данном сервисе можно, с какой-то долей фанатизма. Но, опять же нужно знать, на что идёшь. Я не гарантирую, что ты будешь на своём районе получать высокий заработок, нежели центр любого города. Но, где можешь за неделю получить 10, а то и больше тысяч, то только в центре, и то там обычно начинается нагрузка, из-за чего потом затруднительно будет доехать домой вечером, если не унесут в тот же Кудрово, например. Главное в работе — общаться с поддержкой и если какая-то проблема, которая появилась не по твоей вине, то сразу оспаривай, и не откладывай это на потом, также хорошо ориентироваться по навигатору и быть чуточку стрессоустойчивым в ситуациях, когда это нужно.

Бонусом предлагаю вам взглянуть на свой заработок за 7 месяцев работы. Там и по старой/новой системе выплат:

Действительно ли курьеры «Яндекс.Еды» сильно перерабатывают, за что их штрафуют и сколько им платят? Рассказывают сами курьеры

На прошлой неделе стало известно о смерти курьера «Яндекс.Еды», который отработал 10-часовую смену. Пользователи соцсетей обвинили компанию в случившимся и призвали изменить условия труда. Сервис пообещал внимательнее относиться к нагрузке курьеров.

«Бумага» попросила курьеров «Яндекс.Еды» рассказать о том, сталкиваются ли они с переработками, какую зарплату получают и что думают о ситуации с умершим сотрудником.

Артем

— Смены длятся в основном по 4–8 часов. Зачастую сами курьеры (я в их числе) продлевают смену до 10–12 часов. Но это не чья-то прихоть извне, а собственное желание заработать больше денег. Сам работал две недели без выходных по 8–9 часов в день и на здоровье не жаловался.

Бывает, что супервайзеры в приказном порядке перебрасывают курьеров с локации, которую они сами выбирают, туда, где запара с заказами. В этом случае приходится больше работать. Отнес заказ — побежал в ресторан — отнес заказ — побежал в ресторан. Эта своеобразная переработка не оплачивается.

На рабочий день, пусть даже 12-часовой, дается всего один перерыв в 20 минут. То есть если тебе стало плохо, ты захотел есть, справить нужду, придется это делать один раз за целый день или же сниматься со смены. Тем самым теряя деньги за отработанное время и получая немалый штраф.

«Яндекс» не церемонится с курьерами. Облажался — тебя уволили, опоздал на пару минут на смену — обложат штрафом. Считаю, что [в случае с умершим курьером] виноват и «Яндекс», который позволяет работникам пахать до чертиков, и сам работник, который явно не рассчитал свои силы и возможности.

Анонимный курьер «Яндекс.Еды»

— Смены бывают, как правило, от четырех часов. Но проскакивают и двухчасовые. В последнее время сделали так, что в рабочем приложении не приходят заказы вне установленного графика. То есть переработка случается только тогда, когда заказ падает совсем перед концом смены.

Проезд нам не оплачивают. При устройстве вешали лапшу, что всё окупится. Оплата в Питере — 75 рублей в час и 50 рублей или 75 рублей за заказ. Зависит от процентов опозданий в ресторан или к клиенту. Но говорят, что скоро эту систему упразднят.

Есть штрафы за опоздание и ранний уход (500 рублей за каждый), за прогул (1500 рублей), за неправильно проставленные статусы, например, нажал «прибыл к клиенту», не дойдя полкилометра. Очень много курьеров работает по 12 часов и не жалуются. Один продлевал себе смены до 15 часов, работал без выходных. Насколько я знаю, с ним всё в порядке.

Анонимный курьер «Яндекс.Еды»

— «Яндекс.Еда» поделена на зоны доставки. Каждый курьер может выбрать себе смены от четырех часов. Для меня это был отличный способ подзаработать до Нового года. Тогда я проработал полтора месяца и сейчас планирую вернуться.

В ноябре–декабре я работал по четыре часа после основной работы. Иногда штрафы назначают по ошибке из-за того, что ребята, например, поменялись сменами. Но в таком случае штрафы снимаются. Во время моей работы из-за грейдов (классификация курьеров, от которой зависит оплата — прим. «Бумаги») было небольшое неравенство. Те, кто передвигался на самокатах и велосипедах, получали бонусы за скорость. Тем, кто ходил пешком, обычно приходилось довольствоваться маленькой ставкой.

Зимой многих кидало в далекие районы, и обычно на доставку уходил час. Я работал на велосипеде, и у меня было в среднем по шесть заказов за вечер. Пеших курьеров было жаль. Хотя я слышал, что некоторые и пешком успевали и даже были в топе среди курьеров.

Группы курьеров закреплены за разными юридическими лицами. Это не очень беспокоит, пока тебя не перекидывают от одного к другому. Когда такое происходило, в [одном из курьерских] чатов было очень много недовольных, так как у разных компаний своя система оплаты. У кого-то зарплата приходит в банк, а для этого нужно получить отдельную карту. Мне повезло, меня распределили в компанию, которая перечисляет в том числе на «Сбербанк».

Еще один минус — после моего ухода [в конце 2018 года] время на обед курьеров сократили до минимума: 20 минут в день! Это неправильно, но есть нюанс. Бывает, что заказов днем нет по часу, и курьер просто ждет. По идее можно использовать это время для обеда. Но если таких окон нет, то беда.

Анонимный курьер «Яндекс.Еды»

— Если хочешь заработать [в «Яндекс.Еде»], работай 12 часов. Хочешь получать минимум — работай 6-8 часов. [Супервайзеры] шли мне на уступки: когда я получил травму, подвернув ногу, отпустили со смены. Снимали с меня смены, когда не мог выйти.

Если работать лениво, можно получать 15–20 тысяч в месяц. Если нормально работать — 30–35 тысяч. А если брать смены 12–15 часов, то можно получить и 60–90 тысяч.

Расходы на транспорт не компенсируют. Тут, к сожалению, или иди быстрее или плати сам. В центре ещё можно спокойно ездить на автобусах по проездному, но вот, например, в районе проспекта Просвещения и Парнаса чаще приходится ездить на маршрутках.

Я быстро хожу даже вне работы, так что для меня это приемлемое время (речь идет о времени, за которое нужно доставить заказ. Оно показывается в приложение «Яндекс.Еды» для курьеров. Путь для сотрудников рассчитывают по навигатору — прим. «Бумаги»). Мне кажется, приложение не должно рассчитывать время и путь по навигатору. Должно быть 10–15 минут запаса, чтобы подождать транспорт. Приложение может показать и 40 минут пути, хотя можно пройти и за 5 минут. Это, скажем так, подбрасываение монетки. За восемь месяцев работы мне только семь раз выпадало маленькое время доставки заказа.

Анонимный курьер «Яндекс.Еды»

— С августа я работаю по 15 часов в сутки без выходных. А раньше работал по 16. Супервайзеры говорили со мной о переработках, но я считаю, что это дело каждого. Система штрафов устроена таким образом: курьеры получают штрафы за опоздание на смену, не выход или ранний уход. Также существует штраф за отказ от заказа, за грязную форму и так далее. Лично я не получал никаких штрафов.

Я зарабатываю от 80 до 100 тысяч рублей в месяц. Передвигаюсь на самокате, так что сейчас проездной не требуется. Это работа моей мечты: ты двигаешься целый день, и в результате у тебя, как правило, отличное самочувствие и настроение. Минус в том, что бывает тебя забрасывают в районы, где рестораны долго готовят заказы. Но в районе, где я обычно работаю, это происходит всё реже.

Павел

— У нас был чат в телеграме, где нам каждое утро кидали новости «Яндекс.Еды» и красивую фотку Питера. В этот чат раз в неделю приходила ссылка на страницу с вариантами смен: четыре, шесть, восемь, десять или двенадцать часов. Выбирать можно было из доступных: например, в понедельник, если много курьеров выбрало шестичасовую смену с 13 до 19, этот промежуток времени становился недоступным для тебя.

Супервайзер мог пару раз в неделю позвонить и предложить выйти поработать. Минимум, который должен быть в неделю, это три смены по четыре часа. Иначе звонит супервайзер и предлагает поработать еще.

Обед длился 30 минут. Вроде как два раза за смену в 12 часов, один раз за шестичасовую. Для четырехчасовой обед тоже положен, но логисты будут ворчать. Чтобы сходить на обед, нужно написать логистам. Они ставят у тебя приложение на паузу при условии, что заказов нет. На экране в это время загорается таймер.

На обед не отпускали в час пик — он как раз в обеденное время. Оправдывали это тем, что всё для клиента, а ты можешь и потерпеть. Хочешь на обед? Лови момент, когда нет заказов и не час пик. Если возмущаешься, мол, мне в туалет надо, кушать хочу, у меня сахар сейчас упадет — «суперы» отвечают, что «никто не запрещает на ходу в перерывах между заказами кушать и ходить в туалет». Плюс ко всему, в термосумке запрещалось носить посторонние предметы. Это значит, что из дома еды ты не возьмешь, покупай беляши.

В месяц я получал около 20-25 тысяч. Брал смены не больше 8 часов и работал 2/2. Иногда клиенты давали на чай — обычно от 10 до 100 рублей, максимум было 500. Это просто божьи дети, поставьте им памятник и голубей отгоняйте.

Были ребята, которые и по 50 тысяч поднимали в доставке, но они работали на великах по 12 часов. Они были сонные, еле-еле говорили, от них неприятно пахло, а сумка и форма все были в грязи с заднего колеса велосипеда. Вот такое чудо вам привозит еду — зато 50 тысяч поднимает.

Проезд оплачиваешь сам. Была ситуация, когда пешком идти 50 минут, а на транспорте ехать — 20. Мне супервайзер говорит, что транспорт не оплатят. Я спрашиваю, в чем смысл и в чем моя выгода: я получаю 100 рублей в час, а вы хотите чтобы я 40 из них потратил на билет до ресторана и еще 40 до клиента. Супервайзер отвечает: «правильно сгенерируйте свой маршрут».

Систему грейдов я не понял и не хотел понимать. Зачем оно мне надо? Я хотел забрать заказ, отдать заказ, получить деньги. Изначально я воспринимал это как некую чушь для возникновения у курьеров азарта и желания быть первыми. Но оказалось, ее приспособили так, что курьеры с первым грейдом первыми получают доступ к расписанию. Соответственно, если ты крутой, самые «вкусные» смены твои.

К супервайзерам отношение было, скорее, хорошее. Они делают так, как их учили. Тупят иногда и отвечают шаблонами, что очень смешно. Но в целом у меня с ними конфликтов не было. Пару раз у меня было ЧП, и я просил отпустить меня раньше, они отпускали.

А вот с заказами полный бардак. За них отвечают логисты. Заказы прилетали с самым разным расстоянием. География такая классная, что можно было начать на площади Восстания, а закончить на «Пионерской». А смена заканчивается ночью, транспорта нет, метро закрыто, я живу на «Парнасе». Можно сказать, что я всю смену просто шел домой из центра города, зарабатывая при этом деньги.

Впечатление от работы по итогу: платят мало, ходить много. Очень уставали ноги, ботинки были насквозь мокрые от пота, колени ныли, огромная сумка бесила на поворотах. Плюсы были в том, что мог курить когда захочу и пересмотрел все видео на ютьюбе, пока ходил.

— Мы сотрудничаем с курьерскими службами, рабочий график курьеров устанавливают они. Курьеры работают согласно графику, который сами выбирают, количество часов варьируется от 4 до 12 часов. В незагруженное время курьеры могут ставить паузы и брать перерывы.

На стороне партнера, [на которого работал умерший курьер], сейчас проводится внутренняя проверка относительно жалоб со стороны курьеров. Также мы напоминаем, что мы просим всех курьеров связываться с нами и рассказывать обо всех неподобающих случаях с супервайзерами. Исходя из этой информации, мы сможем в дальнейшем принимать решение, продолжать ли сотрудничать с этим партнером-курьерской службой дальше.

Вычеты за нарушения устанавливаются работодателями курьеров — курьерскими службами.

В Петербурге после десятичасовой смены умер курьер «Яндекс.Еды», в соцсетях запустили флешмоб #яндекссмерть

Ссылка на основную публикацию